Обезопасьте себя
и свой дом!
Г. Киров, ул. Производственная, 28В
ТЦ "Алтай", слева от центрального входа

Режим работы: 
с 8 до 18 - пн-пт
Сб-Вс - выходной
Как нас найти
Расчет стоимости
монтажа

Правовые аспекты охранного телевидения: скрытое наблюдение

Получение видеоинформации с помощью охранного телевидения может затрагивать аспекты частной жизни персонала и других людей, находящихся на территории охраняемого объекта, и тогда может рассматриваться как нарушение прав граждан на неприкосновенность личной жизни и поэтому подпадать под статью 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений с помощью специальных технических средств».

На практике это означает следующее: если изображения граждан могут быть идентифицированы на видеозаписи, полученной системой видеонаблюдения, то данные эти рассматриваются как персональные.

Но что такое неприкосновенность видеоданных и где проходит граница между правомочным и неправомочным применением охранного телевидения? Использование видеокамер в бытовых целях законом не регулируется. Например, при охране гражданином собственного жилища, имущества и жизненных интересов. При этом допускается попадание в кадр улиц и территорий, непосредственно прилегающих к охраняемому жилищу. Например, для камер, установленных по периметру охраняемого участка.

Также не является неправомочной деятельностью получение данных с помощью видеокамеры, если те же самые данные можно получить и невооруженным зрением с общедоступного места. Здесь, однако, должен быть учтен масштаб наблюдения.

Главным критерием правомочности применения охранного телевидения является четко обозначенная законная цель получения видеоинформации и ее ответственный потребитель, а также следующие ограничивающие мероприятия:
  • выбор масштаба наблюдения, не превышающего требований оперативных задач;
  • маскирование приватных зон полей зрения камер;
  • ограниченное время хранения архива;
  • недопустимость составления ретроспективных выборок по изображениям конкретных лиц вне задач охраны;
  • персональная ответственность операторов и других пользователей видеоинформации за превышение полномочий;
  • принятие мер против перехвата, неконтролируемого копирования и распространения видеоинформации;
  • информирование людей о видеонаблюдении на территории, где именно и кем проводимым (например, табличка с надписью: «Ведется круглосуточное видеонаблюдение»).
Во всех остальных случаях нарушение неприкосновенности личной жизни допускается только при проведении оперативно-розыскной деятельности. Согласно федеральному закону ФЗ № 144 от 12.08.95 (ред. от 5.04.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.04.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Постановление правительства РФ от 10.03.00 № 214 содержит «Список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию»:
п. б) Телевизионные и видеокамеры, обладающие, по крайней мере, одним из следующих признаков:
  • закамуфлированные под бытовые предметы;
  • имеющие вынесенный зрачок входа (pin-hole);
  • работающие при низкой освещенности объекта (0,01 лк и менее) или при освещенности на приемном элементе 0,0001 лк и менее.
Иными словами, техника, упомянутая в списке, предназначена для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а, следовательно, может применяться лишь государственными спецслужбами, перечень которых приведен в постановлении правительства РФ от 1.07.96 № 770.

Возврат к списку